Главная > Регионы

Мост как Эйфелева башня Красноярска

29 марта, 12:22 Регионы

Одним из рекордов прошедшей XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года стал светящийся мост через Енисей. Первый в России «архитектурный» мост уже «растиражирован» по миру в бесчисленных селфи социальных сетей и уже обретает статус «Эйфелевой башни» Красноярска. Инженеры, осветившие мост, считают, что первое испытание морозом и популярностью он прошел с честью.

Проект освещения моста стал для РЖД инновационным. Впервые в России железнодорожники выполнили не просто технологическое освещение, а организовали архитектурную подсветку сложного инженерного сооружения такого масштаба. Специалисты ведущего научно-проектного института РЖД АО «НИИАС» сделали свое «чудо» всего за два месяца. Некогда мрачноватая громада мостового перехода превращается длинными северными ночами в яркий, воздушный и прозрачный профиль. Между собой жители Красноярска уже называют «Хрустальным».

Упоминание Эйфелевой башни не случайно, ибо само его расположение намекает на гордость французской столицы. Между двумя полотнами современного моста стоят «быки» знаменитого дореволюционного сооружения, возведенного рабочими и техниками под руководством инженера Евгения Кнорре по проекту профессора Императорского Московского Технического Училища Лавра Проскурякова. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже была представлена модель Красноярского моста, которая удостоилась Гран-при и золотой медали — «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение». Специальное жюри возглавлял знаменитый инженер Гюстав Эйфель, получивший за десять лет до этого такой же приз за свою башню. Мост упоминается и в книге «Атлас чудес света. Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времен и народов», изданном в 1991 году в США, — в разделе «Россия», наряду с Кремлём и Петродворцом. И есть все основания заявить о себе снова.

Современное сооружение состоит из двух встречных путей, между которыми порядка 35 метров. Рядом находится уже подсвеченный красной полосой автомобильный мост. Задача дизайнеров и инженеров АО «НИИАС» была сложной технически и творчески. С одной стороны объект нужно было ярко выделить, а с другой учесть все ограничения транспортной безопасности. Нельзя было использовать красный, зеленый и синий цвета, чтобы не ввести в заблуждение машинистов.

– Инженеры провели натурные светотехнические испытания. Несколько компаний представили свои изделия для проверки на месте. Световые источники смонтировали в одинаковых условиях на одном пролете моста, чтобы выбрать наиболее удачное решение. Испытывались варианты освещения теплого, холодного и нейтрального белого света. – рассказывает руководитель Центра светодиодных технологий АО «НИИАС» Алексей Иньшаков – В итоге был выбран и утвержден руководством Красноярской железной дороги холодный белый цвет с размещением освещения внутри и снаружи опор моста.

Монтаж вели в условиях сурового климата, когда мороз был в 30-37 градусов. Всего на двух частях мостового перехода разместили 1258 источников освещения, подведено новое электропитание и уложено 11 км питающего кабеля. При монтаже учтены нагрузки и вибрация, а также эффект оледенения. Дело в том, что в этой части Енисей не замерзает, так как вверх по течению находится Красноярская ГЭС и река постоянно «парит». Жесткие узлы крепления, оцинкованные металлоконструкции стянуты гайками: сверлить, варить и воздействовать любым иным способом на конструкцию моста нельзя.

–  Этот проект нетривиальный как по сроку исполнения, так и по техническим решениям – часть из них инновационна. С одобрением отметили появление освещения жители города и участники Универсиады. Это тот случай, когда техническая красота становится поистине художественной. Институт готов тиражировать данную технологию с учетом особенностей каждого мостового перехода и предложением определенных новшеств и инноваций, -- сообщил генеральный директор АО «НИИАС» Игорь Розенберг.

Универсиада закончилась, а мост остался для города. Инженеры спланировали оборудование таким образом, чтобы была возможность выработать свой режим подсветки, более экономичный в будни и праздничный. Система управления позволяет применить различные концепции освещения. Институт с помощью своих сибирских представителей мониторит техническое состояние системы подсветки.