Главная > Транспорт

Экспедиторы под колпаком

16 мая, 10:39 Транспорт

В Госдуме намерены ужесточить контроль за деятельностью российских компаний по организации грузоперевозок, пишет «Ъ»

Проект подготовил первый зампред комитета по транспорту Госдумы Виталий Ефимов: еще в конце февраля он направил документ на обсуждение в РСПП и другие организации. Весь последующий период – неугасаемые споры вокруг поправок и потенциальных изменений логистического рынка.

Первое и главное, что предлагает автор законопроекта, это создать единый государственный реестр экспедиторских компаний, участие в котором фактически означает разрешение на бизнес на российском рынке. Ключевые моменты – в условиях вхождения в этот реестр. Так, у каждой компании должен быть хотя бы один специалист, обладающий свидетельством профессиональной компетенции государственного образца, а также наличие чистых активов на балансе предприятия в размере не менее 500 тыс. руб. «или независимой гарантии на ту же сумму». Еще один критерий допуска— «профессиональная надежность» экспедитора, которая «подтверждается отсутствием у руководителя юридического лица или ИП непогашенной или неснятой судимости за уголовные преступления в сфере экономики, экологии, законодательства о налогах и сборах, трудового и транспортного законодательства».

Уже на этом этапе возникает немало вопросов: а как, например, быть небольшим экспедиторским компаниям, у которых в активе нет 500 тыс. рублей, но которые полностью чисты с налоговой точки зрения?

 «Например, ИП на упрощенке освобождены от ведения бухгалтерского учета и не рассчитывают чистые активы,— рассуждает директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич.— Гарантия — отчасти выход, но легко ли получить банковскую гарантию представителю микробизнеса или ИП?»

Заявленный в законопроекте размер гарантии, отметил топ-менеджер «Деловых Линий», не даст полной защиты от мошеннических действий, так как фура может быть загружена и на десятки миллионов рублей.

Более того, Александр Лашкевич сомневается в глобальной целесообразности такого документа для рынка:

«Содержание законопроекта заставляет сомневаться, что он решит системные проблемы рынка. Основную нагрузку будут нести добросовестные компании-экспедиторы. А помимо дополнительной финансовой нагрузки для экспедиторов возникают риски быть исключенным из данного реестра. А значит — из профессиональной деятельности».

Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов в целом одобряет проект, но отмечает, что отдельные его моменты требуют существенных доработок:

«После отмены лицензирования для внутрироссийских грузоперевозок в 2005 году вопрос о его возвращении возникает с завидной регулярностью. Основной целью этой отмены было облегчение входа на рынок новых ответственных компаний и создание добросовестной конкуренции. Опыт последних 14 лет показал, что рынок автомобильных грузоперевозок наполнился не только добросовестными участниками, но и аферистами, а в ряде случаев — крупными мошенниками».

Другая сторона законопроекта депутата Ефимова касается защиты отечественного рынка от иностранного участия. Первый зампред комитета по транспорту приводит в пример такие страны, как Польша, Молдавия, Чехия и Венгрия с отсылкой на более жесткие законы контроля рынка. Тем не менее, эксперты подвергают сомнению и эту часть проекта с общей мыслью об и так чрезмерном регулировании отрасли.