Главная > Транспорт

АСВГК обернулась для перевозчиков дополнительными проблемами

25 апреля, 11:25 Транспорт

Многотысячные штрафы, ошибки при взвешивании и непрозрачные схемы работы – эксперты логистической отрасли поделились своей головной болью с «РГ»

Аналитики Российской Ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» подсчитали, что ежегодно перегруженные фуры наносят ущерб российским трассам на сумму более 2,6 триллионов рублей. Автоматическая система весогабаритного контроля в этом свете выглядит логичным изобретением, вместе с ощутимыми штрафами до 500 тыс. рублей.

Однако при более пристальном взгляде на проблему прочный конструкт со стороны государства начинает выглядеть не настолько устойчивым. Так, как эксперты, так и обычные пользователи отмечают, что колейность образуется и в крайних левых полосах, которые предназначены только для легковых машин. То есть большегрузы – не единственные виновники плохого качества трасс.

Более того, весы АСВГК очень часто выдают некорректные штрафы, видя перевес там, где его по факту нет. Так, в Нижегородской области в 2017 году сумма штрафов, выписанных автоматикой за перегруз, превысила 1 миллиард рублей, а местные перевозчики оказались на грани банкротства. Учитывая тот факт, что грузоперевозчики штрафуются за перевес всего лишь в 2%, финансовые перспективы для транспортно-логистических операторов выглядят и вовсе печально.

Ошибки при взвешивании датчики АСВГК часто выдают из-за неправильной установки. Так, основание для измерительных модулей должно быть выполнено из бетона, положенного на дорожную подушку плотностью 150-200 кг/см, а сами модули должны ставиться на специальные металлические пластины. Кроме того, распределить осевые нагрузки при перевозке сыпучих, наливных, порошкообразных грузов невозможно. А некоторые виды ТС (например, строительные краны) производятся заводом-изготовителем уже с нарушением осевых нагрузок.

Перевозчики предлагают несколько решений для сложившейся ситуации. В частности, глава межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС) Борис Рыбак считает, что сеть пунктов АСВГК должна быть запущена только после тестового периода – минимум 3 месяца. По общему мнению представителей бизнеса, добавляет он, АСВГК должна быть понятной и прозрачной, а требования к весовому контролю должны быть едиными для всех регионов страны и распространяться на региональные трассы.

Такое же мнение имеет и директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые линии» Александр Лашкевич: 

- Необходима регламентация процедуры оспаривания штрафов и прозрачность работы рамок АСВГК: по запросам оператор должен предоставлять данные о работе конкретного пункта АСВГК.

Причем сами данные, отмечает представитель грузоперевозчика, должны поступать в одно ведомство. Это обеспечит единый подход и требования к оборудованию (сегодня результаты автоматического взвешивания одной и той же машины в разных регионах различны) и устранит рассогласованность.

Напомним, что уже через 5 лет, согласно планам Минтранса, в стране должно быть порядка 400 пунктов АСВГК. Это значит, что любой грузоперевозчик на своем маршруте пройдет хотя бы через одни рамки весогабаритного контроля.