Главная > Образование

Елена Пинская: «Родитель прав, потому что он законный представитель ребенка»

22 марта, 07:16 Образование

Буквально через несколько дней апрель откроет шлюзы и отправит волну родителей будущих первоклассников в школы. С этого времени официально открывается запись учеников в первый класс.
Как встретит ребенка школа, вовремя ли подадут будущему первоклашке надежный и удобный трап, кто научит маму детсадовца стать мамой школьника? Об этом – заместитель руководителя департамента образования мэрии г.о. Тольятти Елена ПИНСКАЯ.

Плюс десять часов

— Елена Олеговна, в нашем российском образовании все очень подвижно. Мы осмысливаем новые стандарты, оцениваем новые технологии, привыкаем к подходам. Коснулось ли это начальной школы и, в частности, первоклассника 2011 года?

— Коснется. У нас в городе пять школ уже включились в апробацию новых так называемых стандартов второго поколения. Смысл введения этих стандартов связан с тем, что дети, особенно в начальном звене школы, часто утрачивают способность творческого мышления, попадая в жесткую классно-урочную систему. Как от этой проблемы уйти, годами задумывались педагоги. Важно учить не русскому языку, математике или чтению, а отлаживать межпредметные связи и формировать восприятие окружающего мира как некоего целостного явления. И давать ученику не просто знания, а комплексные компетентности.

— Но межпредметные связи всегда были во всех программах, во всех классах, на всех уровнях образования, от дошкольного до высшего. В чем принципиальная новизна подхода? В чем она выразится: в программах, в учебниках, методиках?

— В первую очередь в программах. Учебный план уже сейчас в начальной школе дает педагогам и детям на десять учебных оплачиваемых часов внеурочной деятельности больше, чем было прежде. Они пойдут на экскурсии, игровую, проектную деятельность детей. Это будет разноплановая, образовательная, но не учебная деятельность. И то, что раньше педагоги буквально выкраивали либо из учебного плана, либо из своего личного времени, сейчас предусматривается, и в той форме, которая наиболее предпочтительна для детей этого возраста. Школа должна создать новую среду для ребенка.

— Что подразумевается под этим?

— Игровые зоны в учебных классах, в рекреациях, малые архитектурные формы на пришкольной территории. Уже в этом году на многих пришкольных территориях мы запланировали свыше пятнадцати спортивных площадок.

— А наши стандартные классные комнаты располагают дополнительными квадратными метрами для новых игровых зон?

— Но существует же в стандартных классах возможность нестандартной расстановки мебели. Во многих помещениях есть метры для уголков творчества. И коридоры, и фойе, и школьные рекреации многие учебные заведения уже сейчас стараются максимально оснастить для младшего школьного возраста.

Трап для первоклассника

— Елена Олеговна, как отслеживается состыковка уровня подготовленности выпускника подготовительной к школе группы детского сада и требования к первокласснику в обычной начальной школе?

— У нас есть ресурсный центр, который действительно озадачен нами и занимается такого рода проблемами. Преемственность в подготовке выпускников детского сада и учеников первого класса – одна из серьезных проблем. У нас ежегодно проводится социопедагогический мониторинг, в ходе которого стопроцентно тестируются подготовишки. Нами оцениваются эмоциональная, психофизиологическая, интеллектуальная, личностная готовность ребенка к школе. По итогам тестов оформляются карты развития выпускника.

— Что это дает?

— Эти карты доступны родителям. Они готовятся ради них и для них. Эта карта в том числе определяет степень готовности дошкольника к школе и дает соответствующие рекомендации взрослым. Преемственность основывается как раз и на степени готовности ребенка к школе, и на степени осведомленности педагога о том, каким ребенок пришел в первый класс.

— Вот этот ракурс особенно интересен. Современные программы дошкольного образования подразумевают освоение выпускником детского сада довольно серьезных знаний, от решения задачек, до составления связного объяснительного текста или фонематического анализа слова, который раньше выполняли разве что ученики четвертого класса. Знает ли школьный учитель, каких детей и с каким уровнем знаний принимает его первый класс в этом году?

— Давайте начнем с того, что у многих родителей, а иногда и в образовательных учреждениях, до сих пор есть заблуждение по поводу того, с какими знаниями надо приходить в первый класс. Надо разъяснять родителям, что готовность ребенка к школьному обучению – это отнюдь не умение считать до ста и обратно, не умение складывать и вычитать, не умение бегло читать. Это готовность к восприятию изменений в режиме дня, в самоорганизации, это творческая и познавательная активность. А активность может быть только у не перегруженного, позитивно настроенного ребенка. И мы нередко видим завышенные ожидания родителей от степени подготовленности ребенка в школе. Ни к чему, кроме разочарований, это не приводит.

Ежегодный мониторинг дает картину стабильно высокой интеллектуальной, личностной и психологической готовности наших дошколят к обучению. Таких детей не ниже 97-98 процентов.

Вместе с тем есть моменты, которые настораживают в последние годы. 35 процентов дошколят имеют низкий уровень словарного запаса. Мы слишком мало общаемся с детьми. А общаться надо не только в детском саду, но и в семье. 18 процентов детей имеют высокий уровень тревожности. Это чаще всего тоже проистекает из семьи. Уже в подготовительной группе сада ребенок примеряет на себя новую роль, и дети переносят этот переход не всегда комфортно. Это ситуация нормального стресса. При этом и дошкольный, и младший школьный возраст психологи определяют одним понятием – детство.

На курсы первоклассников

— В большинстве наших школ сегодня актуально предложение к родителям дошколят привести их на подготовительные, адаптационные курсы. Какие задачи ставит в этом случае перед собой школа, и имеет ли право семья первоклассника отказаться от такой услуги?

— Однозначно имеет право, и каждая семья должна принять по этому поводу собственное решение. Родителям может быть предложена, но ни в коем случае не навязана и процедура психологического тестирования ребенка.

— Которое они, скорее всего, прошли в детском саду? Возникает дубляж.

— Тестирование в школе могут предложить, чтобы потом порекомендовать конкретному ребенку, на какую программу ему и его семье лучше ориентироваться, потому что программы обучения и в одной школе могут быть разными.

Самое главное заблуждение родителей первоклассников в Тольятти состоит в том, что, только посещая курсы подготовки в этой конкретной школе, в эту же школу можно попасть в первый класс.

— Развейте сомнения родителей, пожалуйста.

— Я развею их так: факт посещения платных курсов или бесплатных занятий на базе конкретной школы не является основанием для зачисления или отказа в приеме в это учреждение. Никакой зависимости нет. Фактически курсы нужны прежде всего тем детям, которые не посещали детский сад.

Если вдруг родители будущего первоклашки услышат что-то вроде: «Вы не посещали курсы, мы вас не примем», уже это дает им повод обращаться к нам. Отказать в приеме могут только из-за отсутствия мест.

— А как идет формирование классов?

— Это прерогатива школы. Смысл собеседования с родителями перед приемом как раз в том, чтобы прийти к совместному решению о том, по какой программе будет работать тот или иной класс. Важно соотнести возможности ребенка и пожелания семьи.

— То есть, если родители ребенка вовремя пришли записывать его в первый класс, им не могут отказать?

— Не могут, даже в том случае, если, по мнению школы, этот ребенок может не потянуть программу, по которой будут учиться в классе. Родитель в этом случае прав, потому что он законный представитель ребенка.

Клетка, полоска, горох…

— Родители первоклассников несут большую эмоциональную и материальную нагрузку. Давайте поговорим о школьной форме. Что регламентирует в этом вопросе закон? Может ли школьный устав прописать фасон школьного платья, его расцветку и дизайн вплоть до ленточки на юбке первоклассницы?

— Решение о школьной форме принимает орган на то уполномоченный, например, совет или общее родительское собрание. Это должно быть прописано уставом школы. И если решение прописано в локальном акте, то это и есть закон для данной конкретной школы.

— В том числе и злополучная полоска на юбочке?

— Да, если ее, не дай бог, пропишут в акте.

— Такие прецеденты есть?

— Нет, конечно. У нас таких прецедентов нет, потому что родители читают устав, а у администраций школ пока не возникало желания прописать, в крупную или в мелкую клетку должен быть пиджак ученика.

— А может ли школа заявить, что она будет заказывать форму для всех, скажем, в каком то одном неизвестном пока родителям первоклассника ателье?

— Кто же может навязать ненужную вам услугу? Принимать решение плательщику, а плательщиком является родитель.

— Елена Олеговна, дайте, пожалуйста, несколько советов родителям, директору школы, заведующему детским садом, от которых зависит будущее первоклассника.

— Воспитателю и заведующему детским садом я бы посоветовала давать рекомендации родителям первоклассника в письменном, бумажном виде. Потому что напрямую в школу детский сад передавать итоги тестирования не имеет права, и это правильно с точки зрения защиты прав ребенка. Родителям я бы порекомендовала настойчиво попросить у воспитателей и психологов сада карту своего ребенка. А школьному учителю я бы напомнила, что урок первоклассника – это как можно больше игровых моментов и положительных эмоций. К сожалению, игра в школьной практике довольно быстро сменяется традиционными уроками, а в рамках одной возрастной группы довольно сложно резко сменить основной вид деятельности, которым для нашего героя была и должна быть игра.

Первоклассными проблемами интересовалась Наталья ХАРИТОНОВА

газета Тольяттинский Навигатор