Главная > Экономика

Суды смягчают наказания ворам за врезки в трубопроводы

16 ноября, 12:15 Экономика

Криминальный бизнес по воровству нефти и дизеля из магистральных трубопроводов стал одним из самых доходных и безопасных в России. «Мягкие» наказания по действующему законодательству еще более «смягчают» российские суды.

Вот официальные данные: за последние три года в Подмосковье зафиксировано 139 фактов краж топлива. По ним возбуждено 87 уголовных дел, при этом отказано в рассмотрении почти трети от этого числа – 33. В суд направлено только 6 эпизодов, из них рассмотрено - 5, преступники привлечены к наказанию по 4 делам. Вероятность попасть за решетку у топливных воров всего 3%.

А вот последний пример из судебной практики. Четверо братьев, проживающих в Лунинском районе Пензенской области, приговорены судом к наказанию в виде лишения свободы сроком от 1 до 2 лет условно с испытательным сроком 1,5 года за серию краж топлива из нефтепродуктопровода и покушение на совершение аналогичного преступления. По делу установлено, сообщило 9 ноября ИА PenzaNews, что с 8 июля по 9 августа 2018 года злоумышленники в разном составе по ночам совершили серию краж дизельного топлива из раскопанного для проведения ремонтных работ участка нефтепродуктопровода «Пенза — Саранск» АО «Транснефть-Дружба». Братья были задержаны на месте преступления, в их подсобных помещениях обнаружено, изъято и возвращено собственнику похищенное топливо. Суд мог применить к преступникам статью 210 УК РФ − создание и участие в преступном сообществе, предусматривающую многолетнее лишение свободы. А он применил статью 158 УК РФ «Кража».

В отличие от практически всех законодательств мира, сам факт врезки в магистральный трубопровод у нас не считает тяжким преступление. Согласно последнему августовскому «ужесточению» законодательства врезчику вместо административного штрафа до 15 тысяч рублей может грозить штраф до 200 тыс. рублей. При этом каждая 10-я врезка приводит к разливу топлива, на устранение которой эксплуатанты трубопроводов вынуждены тратить порой миллионы рублей. Однако законодательство не накладывает на врезчиков обязанности оплатить ущерб от врезки.

Фантастические доходы от воровства топлива через криминальные врезки позволяют преступным сообществам оплачивать «крыши» в правоохранительных органах. В прошлом году, например, в Ленинградской области была раскрыта преступная группировка по кражам топлива под покровительством начальника отделения полиции по Киришскому району. А судебные решения нередко вызывают ступор у нормального человека. Так, в сентябре Спасский районный суд Рязанской области приговорил к условному наказанию трех мужчин, устроившим криминальную врезку в магистральный нефтепровод «Транснефти». Суду были представлены фотографии приваренного к нефтепроводу патрубка с краном. Однако судья отпустил преступников, потому что откачать нефть они «не успели».

Особо отличился судья Дмитрий Петров из Тосненского суда Ленинградской области. В августе он отпустил на свободу всех членов банды «спорстменов», одних под условные сроки, других как отсидевших срок приговора в СИЗО. За три года следствие собрало абсолютно неопровержимые данные о масштабной краже топлива членами банды через криминальные врезки. Но хитро подобранная смесь доказательств − «вот это принимаю, вот это не принимаю» − позволила известным всей области продавцам ворованного топлива уйти от многолетних тюремных сроков.

Сейчас похожая история имеет место в Краснодарском крае. В районе поселка Гирей была обнаружена целая система подземных криминальных трубопроводов длиной около 6 км. По подсчетам следователей у «Черномортранснефти» преступным сообществом было похищено более 7 тыс. тонн нефти на сумму свыше 114 млн рублей. Доход преступников от продажи переработанной на «самоварах» нефти мог перевалить за 1 млрд рублей. Но суд разбил дело на несколько не связанных друг с другом эпизодов, как подозревают следователи, для того, чтобы предполагаемый организатор сообщества снова не попал в тюрьму.

Совокупность «мягкого» законодательства и «мягких» судебных приговоров привела к тому, что за последние пять лет число врезок в магистральные трубопроводы с нефтью и дизелем не сокращается − они совершаются буквально каждый день, угрожая стабильной работе трубопроводной системе страны и накачивая деньгами российский криминалитет.